Алтайское кино выйдет на новый уровень
В последние годы, бывая в Туве, Бурятии и Саха-Якутии, я по-хорошему завидовал работникам культуры в этих сибирских республиках. Мне даже казалось, что такого отношения к людям искусства у нас в Республике Алтай долго еще не будет. Я с болью писал о нашем театре, который на глазах превращался в торгово-выставочный центр, а то и вовсе в какую-то барахолку по продаже шуб и одежды из разряда секонд-хэнд.
Думаю, что поклонники моего творчества правильно понимали мои творческие командировки в Кызыл, Улан-Удэ, Якутск – по-другому и не могло быть, наверное, когда алтайские артисты вынуждены искать любую работу на Таймыре, в Югре, на Сахалине. Это было наше вынужденное бегство от действительности, а может, и наш протест. А власть не хотела ничего этого замечать и делала вид, что в культуре у нас все замечательно.
Бурятские друзья предложили мне участвовать в съемках детского фильма «Байкальские каникулы». Там работает киношкола, дети приобщаются к «важнейшему из всех искусств» со школьной скамьи. Это мой первый опыт работы в детском кино, и сначала я думал, что помогу только в подготовке сценария, но работа настолько затянула, что я тоже стал сниматься в этой картине, и как раз сейчас мы работаем над 3-й частью этого фильма.
Представьте, во время летних каникул в детском лагере 150-200 детей участвуют в создании нового фильма, и всем это страшно интересно! Ребятишки учатся работать с камерой, подбирать свет, выстраивать кадры будущей киноленты, осваивают азы актерского мастерства. Это самая настоящая киношкола, которую проходят в больших городах начинающие режиссеры, операторы, актеры.
А в Якутске несколько лет назад я познакомился с молодыми режиссерами. Они относились к созданию фильмов как к своего рода игре, и это было понятно: по всей республике на любительские камеры снимались фильмы практически во всех деревнях… Это был настоящий бум в культурной жизни Саха-Якутии. Режиссеры, достигшие славы, помню, обижались: а почему Москва не хочет их признавать? Я пытался объяснить им, что время сейчас совсем другое: есть YouTube, есть возможность работать не только с Москвой, никто не запрещает выходить со своими фильмами в Сеул, Пекин, Рим, Токио. И это сработало!
Этническая тема набирает растущую популярность. Мы много говорили об этом с якутским режиссером Сергеем Потаповым, с которым учились в ГИТИСе, и он стал одним из родоначальников того феномена, который известен сейчас как «якутское кино». Это такое явление, которого нет сегодня нигде в мире. А начиналось все в 2002—2004 годах, когда Сергей оставил театр и решил уйти в кино.
Якутское кино изначально ориентировалось на внутренний рынок, и тем оно было интересно. Людям нравилось видеть друг друга в кино, на большом экране. Итальянский неореализм на какое-то время переселился на берега Лены, Вилюя, Индигирки. Когда мой друг Михаил Кулунаков осенью 2015-го привез в Горно-Алтайск три фильма якутского режиссера Степана Бурнашева, наши зрители удивлялись: а почему у нас нельзя делать то же самое? Понятно, что Андрею Борисову удалось вывести кино Саха-Якутии на государственный уровень благодаря такой ленте, как «Тайна Чингисхана» (2009), но все же якутское кино в основе своей – авторское; и я надеюсь, что таким оно и останется.
Профессионалов, которые работают на киностудии «Саха-Фильм», в прошлом году поразило, как это могло случиться: безвестный сельский автор Эдуард Новиков с фильмом «Тойон кыыл» («Царь-птица») победил на 40-м Московском международном кинофестивале, стал лауреатом множеств кинофестивалей за рубежом. Как это произошло, почему? А ответ прост: массовое развитие кино в один прекрасный момент «выстрелило», вот и всё.
В Улан-Удэ мощно работает Солбон Лыгденов, мы все сейчас в ожидании его масштабной киноленты «321-я Сибирская» — о легендарной дивизии, в составе которой воевали представители разных сибирских народов, алтайцы тоже. Советую всем посмотреть его первый фильм «Булаг – святой источник» (2013), чтобы лучше понимать, в каком направлении может развиваться будущее алтайское кино.
Оно у нас будет, в этом я не сомневаюсь. Мы говорили об этом во время недавней встречи с Олегом Хорохординым. Я знаю, что в 2006—2011 годах Олег Леонидович был главным советником, заместителем начальника департамента, референтом управления президента РФ по внутренней политике. К этому времени относится создание кинотелевизионной компании «Главкино», которую он курировал по линии администрации президента. В числе проектов, которые были реализованы через «Главкино», можно назвать такие фильмы, как «Август. Восьмого», «Викинг», «Экипаж», «Черновик», «Движение вверх», «Защитники», «Выжить после» и многие другие.
В числе основателей компании – Илья Бачурин и Федор Бондарчук, у которого я снимался в фильме «9 рота». Опыт участия Олега Леонидовича в создании кинофильмов чувствовался в ходе нашего разговора, и я понял, что мечты Михаила Кулунакова о создании современной, технически оснащенной киностудии у нас в Горно-Алтайске скоро станут реальностью.
А начинать бы будем с открытия киношколы, о чем я уже рассказывал в ролике на Инстаграме, его снял на телефон кто-то из друзей, как только я вышел из кабинета врио главы республики, и в этот же день ролик пошел гулять в соцсетях. Я вижу у нас такую же киношколу, как в Бурятии. Дети будут учиться на платной основе, и за счет этих средств планируем финансировать съемки будущих фильмов. При этом мы договорились с Олегом Леонидовичем, что уже в нынешнем году начнем создавать, условно говоря, кинобазу.
К нам едут многие кинорежиссеры, ищут поддержку от республиканских властей в организации съемок, и как раз на этом этапе нам нужна собственная база. Мы планируем приобрести за счет бюджета самое современное оборудование, которое сможем сдавать в аренду той или иной съемочной группе. В Якутске киностудия «Саха-Фильм» под руководством моего друга Дмитрия Шадрина, выпускника «Щепки», так и работает. С появлением собственной базы мы сразу выходим на новый уровень и сможем на равных работать с коллегами из Улан-Удэ и Якутска.
Олег Леонидович задал мне конкретный вопрос: сколько фильмов планируется снимать каждый год? Точное число пока трудно определить, это будет зависеть от количества заказов. Тогда он уточнил: можно ли будет снимать документальное кино о развитии туризма, сельского хозяйства? Я не задумываясь дал утвердительный ответ.
Что же касается игрового кино, то в Бурятии уже есть опыт, который подойдет и для нашей республики. В поиске актеров продюсеры фильмов часто начинают знакомство с актерами с простого вопроса: не хотели бы они отдохнуть на Байкале? Ответ практически всегда бывает положительным. Тогда ищут владельца турбазы или гостиницы: хотел бы он видеть хорошую рекламу? Ответ тоже очевиден. В итоге известный актер получает бесплатное проживание и полный пансион, а время съемок – из семи дней проживания, скажем, два-три дня. Выгодно всем, и результат получается таким, на который рассчитывали авторы фильма.
Байкал и Алтай – два бренда, которые будут всегда привлекательными. Мы уже сейчас должны думать над проведением будущих кинофестивалей. Именитыми актерами и режиссерами, приезжающими на отдых, нас уже не удивить. Новая задача – привлечь их к работе на новой киностудии. И, конечно, развивать собственное кино, как это происходит в Саха-Якутии.
Уверен, что у нас это получится, поскольку власть наконец-то готова вывести алтайское кино на достойный уровень.
Амаду МАМАДАКОВ,
актер театра и кино,
Заслуженный артист Республики Алтай и Республики Тыва