Горжусь своей профессией: интервью с оператором Системы-112
Оператор-переводчик Анастасия уже полтора года работает в центре обработки вызовов экстренно-оперативных служб по единому номеру 112. За это время она показала себя ответственным, грамотным работником. Каждую смену она сталкивается с разнообразными, сложными ситуациями, требующими оперативного реагирования. В беседе с сотрудником пресс-службы учреждения «УГОЧС и ПБ в Республике Алтай» она рассказала о специфике своей работы.
— Анастасия, расскажите, как давно вы работаете в Системе-112? Как вы узнали о существовании профессии оператора?
— Я работаю здесь полтора года. Об этой профессии я узнала от своей знакомой. Меня очень заинтересовала такого рода деятельность и я подумала, — а почему нет? Съездила на собеседование, оставила свои контакты, потом меня пригласили на работу. Сначала думала, что в этой работе нет ничего сложного – отвечаешь на звонки и перенаправляешь их в случае необходимости в полицию, скорую или другие службы. А когда приступила к работе, то поняла, что все намного сложнее. Могу сказать, что работа мне нравится, правда, временами в моральном плане приходится нелегко.
— Где вы работали до этого?
— Ранее я работала в центре оценки качества образования, как вы понимаете это совершенно другая специфика.
— Не пугает ли вас работа в 112? Вам сложно оставаться эмоционально сдержанной при сложных звонках?
— Если честно, не пугает. Мне очень нравится моя работа. Кто, если не мы, будет отвечать на эти звонки? Сначала было страшно, так как я столкнулась с огромным потоком сообщений о происшествиях. В обычной жизни я такого никогда не видела и не слышала. Я всегда любила помогать людям и старалась оказать им помощь в тяжелой ситуации, объяснить, поддержать, успокоить, поэтому сейчас я на своем месте. Мне очень нравится график моей работы, в свободное время у меня есть время на семью и любимое занятие.
— Какие наиболее интересные или сложные случаи происходили во время вашей смены?
— Таких случаев много, но расскажу об одном. Однажды позвонил мужчина, который сообщил, что его избивает и запинывает ногами толпа. Связь была плохая, постоянно прерывалась, он не знал где находится, а система ГЛОНАСС, предназначенная для определения местонахождения, показывала слишком большой радиус. Можно было впасть в отчаяние.
— И что было дальше? Вам удалось установить местонахождение мужчины?
— Представляете, в это же время на номер 112 позвонила женщина, которая сообщила, что во дворе ее дома избивают мужчину. Я поняла, что это один и тот же случай. Женщина назвала адрес, мы сообщили в полицию о происходящем, после чего на место выехали дежурные службы полиции и скорой медицинской помощи. Мужчину спасли.
Сложнее всего в нашей работе определить место человека, который нуждается в помощи, когда он совершенно не ориентируется, не знает где он, даже примерно. Чаще всего такие ситуации происходят с туристами, которые звонят после ДТП или другого происшествия, и кроме того, что они находятся в Республике Алтай, ничего не могут сказать. Наша система не всегда показывает точное расположение звонящего, в основном это масштабный радиус размером от района до улицы, скорее всего все зависит от качества связи и сотового оператора. Поэтому хотелось бы обратиться к жителям и гостям республики, которые планируют свой маршрут — изучите его, запоминайте название населенного пункта, адрес, название туристической базы, на которой вы отдыхаете. Помните, оператор в случае происшествия постарается вам помочь, но ваша помощь ему тоже нужна, от вашей информации будет зависеть скорость реагирования на ваше сообщение экстренных служб, и быстрота оказания вам квалифицированной помощи.
— Насколько часто приходится иметь дело с телефонными хулиганами?
— В последнее время очень часто. Сейчас участились случаи, когда люди хитрят. Особенно сборщики шишки — звонят, говорят что заблудились, просят их найти. Когда оперативные службы приезжают, оказывается, что они и не терялись вовсе, а им просто не на чем выехать с орехом из тайги. Иногда звонят дети похулиганить. Кричат в трубку: «пожар!», смеются и обрывают вызов.
— Бывало ли в вашей практике, что звонок от ребенка поступил по делу?
— Конечно. Один раз позвонила девочка 12 лет из района. Она сообщила, что с шестилетним братом ушла из дома, так как ее мама с сожителем сильно пьют и бьют их. Девочка плакала, сказала, что они с братом вышли из деревни и идут по дороге, сообщить точное местонахождение дети не могли. Нам пришлось в этой ситуации нелегко. Мы постоянно находились с детьми на связи, сказали им идти назад в деревню по обочине. В тоже время мы связались с полицией и участковым, которые сразу же выехали за ними. Дети дошли до остановки общественного транспорта, мы сказали им ждать, и никуда не отходить. Трубку мы положили только тогда, когда участковый, взяв у девочки телефон, сказал: «Все в порядке, детей нашли».
Я очень горжусь своей профессией! Читателям хочу пожелать, чтобы у вас никогда не возникло повода позвонить на наш номер. Помните, номер 112 не предназначен для шалостей и справочной информации. Это номер быстрого вызова всех необходимых оперативных служб. Не занимайте линию из любопытства и в хулиганских целях, ведь именно в этот момент кому-то нужна реальная помощь. Берегите себя и своих близких, но, если все же что-то случится, — обязательно звоните!