Магический реализм: в Красноярске прошла выставка Аржана Ютеева
Отчетной выставкой завершил свою стажировку художник с Алтая Аржан Ютеев в региональном отделении Российской академии художеств в Красноярске. Полсотни работ, созданных художником в творческой мастерской, автор условно объединяет под названием «Зов предков». Это объемный и серьезный разговор со зрителем о связи с прошлым, где проявляется важное намерение мастера постичь ее суть, тайну, неисчерпаемость.
Образы героев картин Аржана Ютеева всегда тревожат. Их глаза смотрят не из повседневности, а лица несут печать измерения, благодаря которому творчество художника определяют мистическим. Смыслы, внушаемые картинами, каждый волен трактовать по-своему, но нельзя единодушно не восхититься мастерством исполнения, насыщенным содержанием экспозиции, ее глубиной.
Отчетная выставка – итог обучения в творческих мастерских академии, куда я попал сразу после окончания Красноярского художественного института, — рассказывает Аржан Ютеев. – Это была новая ступень для меня, теперь официально я стал художником высшей квалификации.
Трехгодичный период в академии был очень плодотворным. Ранее я еще не понимал, куда двигаться. Однако после создания триптиха «Очы-Бала» в 2017 году, который сразу оказался замеченным, это понимание стало проясняться и укрепляться с каждой новой работой. Чем больше рисуешь, тем увереннее растет мастерство. Невольно оглядываешься назад, сравнивая свои сегодняшние картины с более ранними, и понимаешь, что мировоззрение сильно меняется. Что-то постоянно изучая, накапливая опыт творчества, я чувствую его динамику. Благодарен этой стажировке в творческой мастерской, она дала мне возможность найти частицу себя в мире искусства.
Я осознал главное – мне важно делать глубокие вещи. Не хочу создавать картину, которой можно было бы просто любоваться. Живопись, влияющая в духовном плане на зрителя – моя цель. Чтобы она заставила замереть его и преобразиться. Вот эту суть в творчестве хотелось бы достичь.
Натурные вещи прорисовываются до мельчайших деталей, но его образы всегда живут на грани нереальности. Впечатленный зритель всегда говорит о некой «силе», присутствующей в работах художника, которую он сам определяет как связь с предками.
Это серьезная тема, не оставляющая меня, — говорит молодой мастер. — Я чувствую себя инструментом, проводником, через который прошлое из глубины веков пытается прорваться в сегодняшний день. Чувствую, что предки желают донести до нас какое-то послание, и словно помогаю им в этом процессе. Художнику часто сложно найти свою тему, поэтому рад, что обрел свое направление. Двигаясь от опытов графики, укрепляясь как рисовальщик, я пришел к потребности цвета. Если раньше карандаш и мел были моими верными помощниками, то в этом году стал писать акрилом, и мне очень нравится работать с цветом. В дальнейшем планирую творить и маслом. В прошлом году я выставлял картины в Национальном музее имени Анохина. Было важно показать землякам свое духовное понимание наследия предков. Буду двигаться в этом направлении, это мой путь. Сейчас уже подступаю к теме, связанной с Чингисханом. В серии «Послание», созданной в этом году, она уже зазвучала. Я использовал иероглифы из старо-монгольской письменности. Они на камне, и тут же петроглифы. Создается такая двухмерность пространства, словно портал в прошлое.
Из-за карантинных ограничений зритель не смог посмотреть экспозицию в Красноярске непосредственно, но она сохранена в видео-формате, благодаря которому можно составить о ней впечатление. Художник полон планов и надеется, что в скором времени его работы встретятся с публикой, а творческому процессу как таковому, к счастью, не способна помешать никакая пандемия.
Екатерина Баженова