Мусор преткновения. Разбираемся с проблемой ТКО
Недавно в правительстве Республике Алтай состоялось большое совещание, посвященное «мусорной реформе» — вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами и реализации регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» в рамках национального проекта «Экология».
Поскольку проблема ТКО интересует подавляющее большинство жителей региона, «Новости Горного Алтая» решили рассказать о совещании и принятых решениях более подробно.
«Вопрос обращения с твердыми коммунальными отходами крайне волнует жителей республики, — сказал врио главы республики Олег Хорохордин в начале совещания. — По количеству жалоб и обращений населения тема вывоза твердых бытовых отходов и несанкционированных свалок находится на ведущих позициях, если вообще не на первом месте. Давайте обсудим проблемы, которые в этой сфере деятельности имеются, определимся, где чья зона ответственности, поставим задачи, наметим пути их решения».
Министр регионального развития Олег Пьянков сообщил, что с 1 января в России начали действовать новые экологические требования по обращению с ТКО, и Республика Алтай тоже поэтапно переходит на новую систему. Теперь за весь цикл обращения с отходами отвечают региональные операторы.
Республика разделена на три зоны, рассказал Олег Пьянков, каждую обслуживает региональный оператор, определенный по итогам конкурса. На каждый конкурс заявлялся только один претендент, с которым и был заключен договор.
Первую зону можно назвать «северной». Это город Горно-Алтайск, Майминский, Чемальский, Чойский и Турочакский районы. Зона огромная, здесь живет более 58% населения республики. Региональным оператором здесь выбрано общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (единственный новичок на этом рынке, на двух других зонах остались операторы, которые занимались вывозом мусора и раньше). Плата за вывоз ТКО на одного проживающего в частном доме человека в месяц в этой зоне составляет 61 рубль 73 копейки (тарифы утверждены республиканским Комитетом по тарифам).
Вторая зона – центральная. Она включает Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский и Усть-Коксинский районы, 27% населения республики. Региональный оператор — ООО «Экобезопасность». Плата за одного человека в месяц – 70 рублей 98 копеек.
Третья зона – «южная», Улаганский и Кош-Агачский районы, около 15% населения. Оператор – ООО «Континент». Плата за вывоз ТКО за одного человека в месяц — 92 рубля 5 копеек.
На территории республики расположено пять полигонов ТКО, внесенных в Единый реестр – мусоросортировочный комплекс в Майме, а также полигоны в Черемшанке, Черге, Шебалино и Кош-Агаче. В остальных районах расположено семь свалок, которые находятся на стадии перевода их в полигоны ТКО. Еще 79 свалок считаются стихийно образованными и подлежат рекультивации в срок до 2024 года.
Общий годовой объем твердых коммунальных отходов со всей республики составляет 80 тысяч тонн в год. Для сравнения – в Туве этот показатель составляет 69 тысяч тонн, хотя населения там больше процентов на 30%.
Практикуется два типа сбора мусора – контейнерный и бесконтейнерный (позвоночный, мешковой). Контейнерный практикуется в основном в крупных населенных пунктах (хотя, например, по желанию жителей контейнерный сбор был введен в селе Беш-Озек), а в большинстве сельских поселений ни о каких контейнерных площадках пока речи нет.
Контейнерных площадок не хватает – на всю республику нужно еще 3280, что обойдется в 131 млн из расчета 40 тысяч на контейнерную площадку.
«40 тысяч – одна контейнерная площадка, это включая бетонную подложку и три контейнера?» — уточнил Олег Хорохордин и получил положительный ответ.
При дальнейшем обсуждении выяснилось, что площадки нужны не везде, многие жители предпочитают мешковой сбор, таким образом, потребность будет уточняться.
«У населения есть запрос, чтобы остаться на механизме сбора отходов бесконтейнерным способом, — отметил, например, глава Майминского района Роман Птицын. – На мой взгляд, мы существенно сэкономим бюджетные средства, если не будем полностью переходить на контейнерный сбор. В селах Александровка, Урлу-Аспак, где нет большого туристического потока, нет необходимости ставить контейнерные площадки и плодить очаги антисанитарии».
«Позвонковая» система сбора, которую сейчас применяет «Экобезопасность» в отдаленных малых селах, оказалась наиболее оправданной, экономически целесообразной и не создает социальной напряженности среди населения», — согласился Олег Пьянков.
Было принято решение «оставаться в той схеме, которая удобна населению». По этому вопросу будут проводиться сходы.
Установлены тарифы на услуги региональных операторов, сообщил Олег Пьянков: по первой зоне – 451 рубль за кубометр отходов, по второй – 519 рублей, по третьей – 774 рубля. По Сибири самый низкий тариф в Хакасии – 127 рублей за кубометр, самый высокий в Красноярском крае – 1250 рублей.
По всем трем зонам заключение договоров с регоператорами превысило 70% от планового показателя.
«Люди готовы платить, но дорого. Когда семья состоит из пяти-шести человек, то сумма набегает достаточно большая», — сказал глава Онгудайского района Андрей Мунатов.
«Тарифы экономически обоснованные, расходы на транспортирование занимают основную долю. Основная проблема в сельской местности – что население не платило за отходы никогда, поэтому для них накладно», — ответила председатель комитета по тарифам Наталья Селищева.
Видимо, из-за высоких тарифов «в сельской местности основным методом вывоза ТКО является самовывоз на несанкционированные свалки», как подчеркнул Олег Пьянков. Муниципальные власти свалки убирают, а они возникают вновь.
В рамках национального проекта «Экология» планируется спроектировать и до конца 2024 года построить современные высокотехнологичные комплексы по утилизации отходов. Сначала планировалось построить семь комплексов мощностью до 10 тысяч тонн в год каждый — во всех районах кроме Чои и Чемала, также исключались Майма и город, где пройдет модернизация существующего мусоросортировочного комплекса.
Однако Чоя и Чемал сориентировались ранее других районов, определили земельные участки и начали проектирование комплексов. Поэтому сейчас проходит корректировку — с семи комплексов на девять.
Раньше других, видимо, будет построен полигон в Турочаке – здесь заявка на строительство мусоросортировочного комплекса находится на стадии государственной экспертизы.
Олег Пьянков отметил «основные проблемы, которые существуют в этой сфере: неукомплектованность региональных операторов техникой, достаточной для того, чтобы организовать вывоз в необходимом объеме; неукомплектованность контейнерными площадками». «Наверное, принятая негибкая система установления цен и нормативов, особенно для сельской местности, где платежа не было вообще. Удаленность населенных пунктов от полигонов негативно сказывается на росте тарифа и создает в дальних районах тяжелую социальную обстановку», — сказал он.
Региональные операторы к сказанному добавили немного. «Раньше у нас основная часть за мусор не платила, все финансировалось через бюджет, население не привыкло к этому», — посетовал Еркин Баушинов (ООО «Континент»). «Радостных моментов сказать нечего», — отметила Наталья Армышева (ООО «Экобезопасность»), но выразила надежду, что «благодаря тесному взаимодействию муниципальных образований, населения и нас эту систему в конце концов можно выстроить должным образом».
«Столько поступает жалоб: и на встречах, и письменно, и каждый понедельник на планерке мы видим фотографии, у нас сейчас проходит большое совещание, а в проекте протокола один пункт – муниципальному образованию «Турочакский район» представить в Министерство регионального развития положительное заключение о сметной стоимости строительства полигона твердых коммунальных отходов. У вас больше нет проблем? Подписываем протокол и расходимся? И все молчат. Все везде хорошо?» — удивился Олег Хорохордин, после чего, собственно, и стартовал разговор по существу.
— Почему определено три оператора, а не пять, не семь? — задал вопрос врио.
— Исходя из количества населения и привязки к полигонам. Второй и третий куст оптимальны по размерам, там все исторически сложилось, есть наработки, клиентура, они победили в конкурсе. Когда появится полигон в Турочаке, первую зону будет целесообразно разбить на две, — ответил министр регионального развития.
Олег Хорохордин дал поручение в месячный срок Минрегиону совместно с главами районов проработать целесообразность существующей схемы деления на зоны, определиться, «нужны ли еще операторы, может быть, другие будут лучше справляться».
— Почему остальные шесть районов не готовят проекты полигонов? Чего ждут?
— Хотят взять за основу разработанные проекты и привязать к своему району.
— Когда будут строиться комплексы?
— В 2020-м году – три, остальные начиная с 2021 года.
В ходе обсуждения прозвучала информация, что в Турочаке спроектирован комплекс «большой и громоздкий», он привязан к программе сохранения Телецкого озера и стоит 284 млн рублей. По другим районам на месте существующих полигонов будут строить типовые компактные комплексы ценой примерно в два раза меньше.
Хорохордин рекомендовал ускорить работы по проектированию комплексов, чтобы быстрее получить федеральные средства на строительство. «Мы должны быстрее их сделать и заявиться. Не такие большие деньги нужны на проектирование. Может, не дворцы надо было строить, а спроектировать десять комплексов, чтобы у нас проблем с мусором не было? Я имею в виду дворец наш уникальный, который мы до сих пор построить не можем. Поручение всем главам — начинать проектировать. Деньги будем изыскивать. Мы обязаны попасть в нацпроект «Экология». Лишиться такой возможности – глупо».
Ход реализации национального проекта поручено в двухнедельный срок проверить Минрегиону и представить все данные.
В беседе с региональными операторами выяснилось, что за сокращать расходы и платежи населения можно за счет раздельного сбора мусора («отдельно собирать пластик, не доводить до смеси в контейнере»).
Как рассказал Олег Пьянков, значительную долю отходов в республике составляет пластик, в меньшей степени – стекло и бумага. «В городе 28 тысяч тонн производится отходов ежегодно, из них 20 – это пластик».
«Экобезопасность» уже запустила в своей зоне пилотный проект по сбору пластика в отдельные контейнеры. «Если нам население отдельно будет в мешке отдавать пластик, отдельно стекло, таким образом они минимизируют свои расходы. Мы объясняем: если у тебя нет денег, чтобы в смеси нам это все отдать, разбери и отдай нам раздельно бесплатно, мы заберем», — пояснила Наталья Армышева. «Экобезопасность» начала устанавливать контейнеры «только для пластика».
Предприниматель, планирующий устанавливать контейнеры для сбора пластика, есть и в городе. «Мелкими объемами будут забирать с контейнерных площадок, — пояснил первый заместитель главы администрации Горно-Алтайска Виталий Кичинеков. – Тогда плата будет дешевле».
Олег Хорохордин дал поручение «работать с населением, чтобы разделяли мусор сразу, приучать к этому» и рекомендовал муниципалитетам вырабатывать механизмы стимулирования граждан, сдающих сортированное сырье на приемочные пункты.
Глава одного из самых туристических районов Роман Птицын поднял вопрос о мусоре, который оставляют туристы. «Не определен механизм, как они будут это оплачивать. Весь Майминский район, весь Чемальский район – в лучшем случае прописаны один-два человека в доме, по факту находится от 20 до 50 туристов ежедневно. Каким образом будет покрываться утилизация отходов, мы не понимаем».
«Каждый объект, принимающий туристов, имеет договор с регоператором и оплачивает по факту сданного мусора. Надо за этим следить и заставлять это исполнять», — возразил Олег Пьянков.
В ответ Роман Птицын привел в пример хорошо известную в республике базу с количеством мест ежедневного пребывания 300 человек. «Оформлено как несколько личных подсобных хозяйств, дачные домики. Налоги они нам не платят в принципе. Я могу много таких примеров привести. Проблема есть».
«Нужно подключаться налоговой инспекции, правительству республики. Самостоятельно муниципальные власти это сделать не могут, полномочий недостаточно», — резюмировал Птицын.
«Нужно придумать механизм, проводить работу, чтобы оплачивали», — отреагировал врио. Пункт внесли в протокол.
Представитель ООО «Коммунальщик» Галина Рогова рассказала, что у оператора в городе работает девять единиц техники, в Майме – шесть, в Чое, Турочаке и Чемале – по одной.
— Больше всего вопросов к «Коммунальщику», — сказал Олег Хорохордин. — Вы не справляетесь – сил не хватает? Вам надо силы нарастить, чтобы справляться.
— Та, что есть спецтехника, нам стараются ее не отдавать. Мы до сих пор не можем решить с Кызыл-Озекским сельским поселением. Если в других районах проговорили, технику завели, работает…
— Насколько я знаю, два ваших коллеги берут на субподряд организации и быстрее вывозят все.
— И мы берем.
— Надо активнее брать.
— То, что «Коммунальщик» не справляется – это однозначно, — уверенно заявил Роман Птицын. – У нас в муниципалитетах в Майме и Кызыл-Озеке есть техника, они готовы договора заключить, но условия, которые обозначает «Коммунальщик», пока были неприемлемы. На прошлой неделе в Кызыл-Озеке договорились, по Майме – нет. В Горно-Алтайске то же самое. Предприниматели свою технику поставили и ждут, когда будут предложены экономически обоснованные условия. Ни один бизнес не будет работать в убыток. Поэтому проблемы есть. В Кызыл-Озеке три раза в неделю должны вывозиться контейнеры, вывозятся раз. Это факт.
— Раз вы взялись, тогда договаривайтесь с владельцами по технике, которая простаивает, улаживайте, арендуйте, вывозите, — снова подчеркнул врио. — У нас от жителей сколько нареканий? Просто бесконечно. Именно к вам, к «Коммунальщику».
— Очевидно, что мусороуборочной техники в городе категорически не хватает, — согласилась глава городской администрации Ольга Сафронова. – Девять единиц в городе не работает, от четырех до шести максимум, если бы работало девять, в городе было бы чисто. Мы же с регоператором ежедневно спорим.
— Техника была в городе в достаточном количестве. Эту технику вытолкали с рынка. Собственники были вынуждены кто продать, у кого-то в гаражах стоит до сегодняшнего момента, — добавил Олег Пьянков.
Отметим, что с аналогичными заявлениями выступили главы Чойского, Турочакского и Чемальского районов. Везде мусор вывозится нерегулярно, есть техника, но договориться с регоператором не могут.
— Садитесь с владельцами техники и договаривайтесь, — резюмировал Хорохордин. — Месяц срока оператору начать решать этот вопрос. Или тогда будем другие решения принимать.
Ольга Сафронова сообщила, что в городе сейчас своего полигона нет, действовавший три года назад был закрыт по решению суда, сейчас завершается его рекультивация. В этой связи Горно-Алтайск пользуется полигонами в Майме и Черемшанке. При этом в отличие от других районов в Горно-Алтайске нет проблем с платежами за вывоз мусора, потому что «жители давно платят».
Кроме нерегулярного вывоза мусора есть еще проблемы. «Раньше администрация предоставляла жителям возможность в рамках субботников, массовых мероприятий по уборке города пользоваться полигоном бесплатно, сейчас такой возможности нет. В этом году просили у регоператора разрешить бесплатно вывезти мусор в Черемшанку, было отказано. Когда люди вывозили сами, с них требовали оплату. Поэтому жители вывозят мусор, куда душа пожелает, а потом мы все вместе несанкционированные свалки устраняем».
Кроме того, нарушилась система вывоза крупногабаритного мусора. «Раньше жителям объявляли, по какому графику у кого вывезут накопившийся мусор. Город заказывал машины, люди сами вывозили, полигон работал бесплатно. В этом году такого не было. Регоператор сказал – пускай все к контейнерным площадкам валят. Уже июнь месяц, до сих пор все несут, регоператор не успевает вывозить, кучи свалок возле контейнеров лежат повсеместно, по всем улицам, по красной линии и везде. С этим нужно что-то делать, город завалили».
«Регоператоры занимаются бизнесом и не хотят нести даже капельку социальной нагрузки – это абсолютный бич, — согласился Олег Пьянков. – Действительно, в дни субботника, когда убираются общественные территории, когда город своей техникой сам собирал мусор, привозил на полигон – региональный оператор стал ему предъявлять счета на полную стоимость, как с доставкой. Социальную нагрузку отказались принять вообще и создали тем самым волнения и коллапс».
В принципе, картина понятна, — резюмировал Олег Хорохордин. – Понятно, что имеем, как работаем и что будем делать в будущем. Понимаем, сколько нужно контейнеров, сколько денег, сколько нужно сделать проектов мусороперерабатывающих комплексов. Понятно, что оператор не справляется с логистикой, дано поручение наладить разговор. Население кое-где не платит, и с ним нужно работать. Все понимаем, но человеческий, управленческий фактор прихрамывает. Министерство обвиняет глав, главы обвиняют операторов, операторы обвиняют глав, население обвиняет всю власть и операторов тоже.
Нужно начать работать сообща. Предлагаю сдвинуть с мертвой точки это все. Начали фотографии каждый понедельник смотреть – и уже у нас сдвинулось. И здесь я требую, чтобы сдвинулось. Я сам объеду объекты, посмотрю, вникну, через месяц еще раз соберемся и посмотрим, что удалось сделать.
Встречаться по этой тематике будем раз в месяц, тогда будет четко понятно, кто недорабатывает, будут выводы. Пока всех призываю дружно работать и начать убирать мусор.