Ограничения для лиц с криминальным прошлым, дистанционный сбор подписей и голосование: новое в законах о выборах
Совет Федерации одобрил закон, ограничивающий право на участие в выборах россиян, совершивших отдельные виды преступлений средней тяжести, в том числе связанных с мошенничеством и растратой.
Закон расширяет перечень исключений из принципа всеобщности пассивного избирательного права и предусматривает, что не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. При этом соответствующие ограничения будут действовать в отношении граждан в течение пяти лет после снятия или погашения судимости, сообщает ТАСС.
Как пояснил первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Полетаев, речь идет почти о пятидесяти составов преступлений, связанных в том числе с мошенничеством, присвоением и растратой, с реабилитацией нацизма и пр. «Это позволит минимизировать возможность участия кандидатов с криминальным прошлым в выборах на государственные и муниципальные должности, требования к которым в условиях пандемии существенно возросли», — сказал сенатор.
Как отметил в свою очередь глава комитета Андрей Клишас, поскольку роль органов публичной власти будет возрастать, это нововведение «вполне закономерно». «Надо понимать, что это последовательная политика государства на ограничение возможности избираться в органы государственной власти лиц с криминальным прошлым», — сказал он.
В действующем законодательстве уже существует более широкий подход по ограничению права на замещение должностей в отношении лиц, имеющих или когда-либо имевших судимость в принципе, независимо от категории совершенного преступления. Такое требование установлено в отношении судей, прокурорских работников, сотрудников полиции и Следственного комитета РФ. В настоящее время не могут быть избраны россияне, осужденные к лишению свободы и имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также за совершение преступлений экстремистской направленности.
Также законом закрепляется возможность голосования на избирательных участках и участках референдума, образованных на вокзалах и в аэропортах, избирателей, находящихся в указанных местах в день голосования, в случае подачи ими заявления.
Кроме того, устанавливаются нормы, определяющие порядок корректировки схемы избирательных округов в случае, если будет установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей. «Данная новелла обусловлена существующими в настоящее время процессами внутренней миграции и направлена на обеспечение равенства избирательных прав граждан», — сказал Полетаев.
Помимо этого, предусматривается возможность установления законом обязанности редакций государственных или муниципальных периодических печатных изданий (соответственно уровню выборов и референдума) публиковать переданные им комиссиями сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов и фондов референдума.
Устанавливается, что заявление избирателя или участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Сенатор добавил, что также законом вносятся изменения уточняющего характера в связи с установлением нового вида муниципального образования, утвержденного законом в прошлом году, — муниципального округа.
«Вносимые изменения направлены на создание максимального удобства для голосования граждан, а также обеспечение основополагающих принципов избирательного законодательства», — сказал Полетаев.
Также Совет Федерации одобрил закон, дающий возможность дистанционного сбора подписей избирателей и дистанционного электронного голосования на федеральном уровне. Под дистанционным электронным голосованием понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены ЦИК России, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также предусмотрено дистанционное электронное голосование.
Законом также предоставляется возможность наряду с установленным порядком осуществлять сбор подписей избирателей через единый портал государственных и муниципальных услуг. Речь идет о сборе подписей, которые необходимы для регистрации кандидата или списка кандидатов, а также для назначения референдума. Устанавливается, что количество подписей, собранных онлайн, должно быть прописано в законе субъекта РФ, однако оно не может превышать половину от количества необходимых для регистрации кандидата подписей.
Документ также уточняет требования по заполнению подписных листов. В частности, предусматривается, что теперь при проставлении подписи и даты ее внесения избиратель, участник референдума собственноручно вносит в подписной лист свои фамилию, имя и отчество, а не только подпись.
Кроме того, законом снижается с 10% до 5% порог недействительных подписей избирателей, выявление которых может послужить основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов или в проведении референдума.
Как отметил первый зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Полетаев, в целях создания условий для максимального удобства и защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, минимизации рисков распространения инфекционных заболеваний при проведении выборов законом в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в субъекте РФ либо на территориях двух и более муниципальных образований в нем «предусматривается право законодательного собрания субъекта РФ отложить выборы высшего должностного лица региона, если он избирается депутатами данного законодательного органа».
Помимо этого, устанавливается возможность проведения голосования вне помещений для голосования на территориях, пригодных к оборудованию для его проведения. В частности, на домовых территориях общего пользования. Согласно закону, такое голосование может быть проведено в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня выборов. Порядок и сроки проведения такого голосования в соответствии с законом устанавливаются Центральной избирательной комиссией РФ.
В целях создания максимального удобства и условий для защиты здоровья избирателей голосование групп избирателей, которые проживают или находятся в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно. При этом оговаривается, что такое голосование может быть проведено не ранее чем за 15 дней до дня выборов, а его порядок установит ЦИК РФ.
Также расширяется перечень уважительных причин, ввиду которых граждане могут пользоваться так называемым выездным голосованием. Кроме ситуации с болезнью или инвалидностью лица, сюда отнесены случаи, когда граждане не могут прибыть на участки в связи с необходимостью осуществлять уход за лицами, нуждающимися в этом, уточнил Полетаев. Он добавил, что таким образом законом закрепляются меры, направленные на создание дополнительных гарантий реализации избирательных прав граждан, обеспечение удобства, доступности и безопасности проведения выборов.