«Основа всего – любовь». В Горно-Алтайске открывается выставка Бориса Суразакова
С 25 марта по 25 апреля в выставочном зале детской художественной школы будет работать экспозиция работ алтайского живописца, члена Союза художников России Бориса Суразакова. Вход открыт для всех желающих увидеть пейзажи мастера, которые создавались в период с 70-х годов прошлого столетия до наших дней.
Как не удивителен факт, но это первая персональная выставка Бориса Васильевича Суразакова в Республике Алтай. При том, что он давно обрел своих верных поклонников здесь и за пределами нашего региона. Далеко не каждый художник добывает сюжеты для картин, протаптывая рискованный путь высоко в горы, но именно это позволило творчеству Суразакова стать особенным, мистически пронзительным, по-настоящему сильным и покоряющим. Альпинистское снаряжение, сложные маршруты, каждый раз преодоление себя ради цели – увидеть красоту, от которой перехватывает дыхание, внять живому разговору этого чудного сурового и чистого пространства, понять себя – настоящего до глубины, в конце концов. И Борис Суразаков доказывал каждый раз, что рисковать стоит ради того, чтобы засияли горные вершины на его холстах, давая сердцу художника на время успокоиться. Перед тем, как заволноваться от новых поисков и огненного вдохновения.
В позапрошлом году художника постигло потрясение, масштаб которого поразил бы любого: пламя внезапного ночного пожара уничтожило жилье и мастерскую вместе с огромным количеством картин. Он не любит говорить об этом, потому что эмоции все еще не утихают. Вместе с тем живописец не перестает искренне делиться чувствами, всегда полнившими его сердце – о любви к горам, позволившей ему понять очень многие вещи на уровне далеко не обывательском.
«На ледниках я ощущал тонкий мир, — рассказывает Борис Суразаков. — Чем больше я ходил в горы, тем яснее понимал: иду туда еще и за тем, чтобы получить информацию. Раньше предпочитал молчать о том, что этот тонкий живой мир разговаривал со мной посредством горных духов. Но так и было. И я абсолютно этому доверял. Стал видеть и чувствовать вещи, не доступные для других… Всегда знал, что в горах необходимо быть максимально аккуратным, не осквернять это пространство даже словом и помыслом. Пребывание там также убедило меня в том, что природа требует защиты от все большей интенсивности потребительского мира человека.
И, конечно, горы меня спасали. Бывали случаи, когда я падал и разбивался. В такие моменты казалось, что конец близок. Но выживал. Так было, например, тридцать лет назад, когда побывал на Памире с группой, будучи руководителем восхождения. Сложнейшие стены, перепад по вертикали. И случилось так, что я сорвался и полетел. Как раз сейчас восстанавливаю картину, сделанную тогда. Трудно было писать, память сохранила момент падения, а рука после этого не поднималась полгода. И я знал, что за год до нашего восхождения шесть инструкторов погибли там на одном участке. В горах выживает не самый сильный и не самый умный. Чтобы предвосхитить возможную гибель, надо вести себя очень аккуратно, относясь к себе жестко и четко, понимая что от этого зависит не только твоя жизнь, но и жизнь тех, кто рядом…
Когда меня спрашивают, как мне удалось выразить то или иное состояние в картине, я отвечаю, что причина всему и основа всего – любовь. Это она заставляла меня идти к ледникам, писать картины. Однажды в горах мне явился удивительный женский образ, вышедший из колесницы. Беззвучный разговор, и мне дали понять, что все, что я делаю – значимо, не бессмысленно. Мой друг, археолог Саша Суразаков, рассказывал о петроглифах Калбак-Таша, именно там встречаются серии изображений с колесницами. Все, что я чувствовал в горах, осталось во мне, пролилось из сердца в картины, хотя и сейчас не обо всем, что ощутил и испытал там, могу говорить открыто.
Сегодня я рад, что есть те, кто помнит о моем творчестве. Не так давно в Москве были показаны мои работы в ФСБ. Неожиданно пригласили, организовали, было приятно. Также благодарен директору детской художественной школы Наталии Романенко за идею проведения нынешней выставки. Буду рад, если она найдет своего зрителя».
Борис Владимирович Суразаков – участник всероссийских, зональных, краевых и республиканских выставок. Его произведения находятся в Томском государственном музее изобразительных искусств, в музее Н.К. Рериха и краеведческом музее Новосибирска, а также в частных коллекциях России и зарубежья.
Екатерина Баженова