Православные готовятся к празднику Крещения
19 января Церковь празднует Крещение Господне. На вопросы о традициях праздника отвечает настоятель храма Святого Духа села Майма протоиерей Георгий Балакин.
В чем смысл праздника крещения?
Праздник Крещения Господня носит еще наименование Святое Богоявление. И эти два названия указывают на его смысл. В этот день мы вспоминаем, как Господь Иисус Христос, тихо и незаметно живший до сего момента в небольшом галилейском городе Назарет, крестился от Иоанна в реке Иордан. Это событие стало началом Его служения, как Спасителя мира, и явилось особым откровением Бога о Себе, как о Троице Единосущной.
Зачем праздник предваряет сочельник. Как его (сочельник) провести православному христианину?
После Рождества Церковь вступает в период Святок – святых дней, когда принято славить Родившегося Христа, ходить в храм, в гости, самим принимать гостей. Крещенский Сочельник – это время для того, чтобы человек мог духовно сосредоточиться, приготовиться к новому событию – Празднику Крещения Господня. В этот день христиане соблюдают строгий пост и вкушают пищу только после Великого водоосвящения на Литургии.
Для чего освящается вода на Крещение?
«Днесь (т.е. сегодня) вод освящается естество», — поется в одном из песнопений праздника Богоявления. Мы привыкли к тому, что в нашей жизни вода все очищает: водой мы умываем лицо и тело, моем посуду и жилища, в воде стираем одежду. Мы пьем воду, чтобы она вымывала из нашего организма лишние соли и продукты распада. А куда из воды уходит вся грязь? В праздник Крещения, когда мы вспоминаем, как Бог, пришедший во плоти вошел в воду Иордана и не с Себя смыл грязь, но попалил ту скверну, что вода принимала в себя. В праздник Крещения Церковь молится о том, чтобы вода вновь освятилась, т. е. очистилась и преисполнилось живительной силы.
Вслушаемся внимательно в молитвы на освящение воды в Крещение. Мы просим Бога, чтобы Он сделал воду источником нетления, исцеления недугов, разрешения грехов, исполненной ангельской крепости и неприступной дьявольским силам. Чтобы все, кто ее принимают, очищались бы душевно и телесно, исцелялись бы от страстей, освящали свои жилища…
Церковные песнопения говорят, что вода узнала своего Творца и вострепетала от прикосновения Того, Кто ее создал. Именно это воспоминание трепета от прикосновения Творца и делает воду святой, крещенской, неповторимой, целительной. Поэтому эта вода живительная, живая вода: она дает вкушающему ее человеку силу жить. Поэтому христиане так трепетно относятся к крещенской воде, освящают жилище, сами принимают ее. Есть люди, которые принимают ее каждый день натощак, если у них нет возможности пойти в церковь и причаститься. Это не замена Причастия, но эта живая вода, которая помнит своего Творца, освящает человека, если он вкушает ее с чистым сердцем.
Почему вода освящается дважды – в сочельник (18-го января) и в сам Праздник (19-го)? Какая разница между водой в сочельник и в сам праздник Крещения? Для чего устраиваются крестные ходы на Иордань? Можно ли обойтись без этого?
Это связано с особенностями богослужения Праздника – оно начинается 18 января и заканчивается 19-го. Поэтому точнее будет сказать, что оба раза воду освящают в сам Праздник. Чин освящения воды один и тот же, и вода, освященная и 18-го и 19-го – совершенно одинаковая.
Что касается «крестного хода на иордань» — то это отголосок тех времен, когда не было водопроводов, и люди брали воду для питья прямо из реки. Потому и освящали воду так, чтобы её хватило всем. Т. е. один раз, например, 18-го водосвятие служилось в храме, а 19-го – устраивались Крестные ходы на реки и источники, и люди набирали воду домой, для себя, кто сколько хотел.
Как правильно взять в храме святую воду, как ее хранить, использовать?
Вода, освящаемая в праздник Крещения Господня, почитается, как святыня, следовательно, и относиться к ней надо благоговейно, как к святыне. Это значит, что и посуда должна быть соответствующей – чистой, без запахов и посторонних этикеток, и набирать воду следует без суеты и возмущений, но с молитвой к Богу и уважением к ближним, и хранить ее нужно в подходящем месте – лучше рядом с иконами.
Как использовать? Тут единого правила нет. Вернее считается, что пить «крещенскую воду» нужно только натощак. С одной стороны – это хорошо, благоговейно. Но с другой – если вдруг возникла такая ситуация, что надо принять воду, а человек уже поел – ничего страшного. Кроме того, крещенской водой принято окроплять жилища, как в сам праздник Крещения Господня, так и при необходимости.
Обязательно ли за крещенской водой идти в храм? Можно ли набрать воду в ближайшем источнике или из крана? На Крещение в полночь ведь вся становится святой?
Да, есть такое поверье, что «в полночь на праздник Крещения – вся вода освящается, и не надо никуда идти, достаточно открыть дома кран, и оттуда потечет «святая вода». На самом деле вода освящается не сама по себе, и не стрелками на часах. «Вод естество» освящает Бог своей благодатью, в ответ на молитву Своей Церкви. Поэтому, главным правилом при наборе Святой воды должны стать для нас не какие-то непонятные никому таинственные ритуалы, а живое и внимательное участие в церковном богослужении.
Есть категория людей, которые приходят в храм только один раз в году — за крещенской водой. Один из священников с горьким юмором назвал таких людей «водоносами». Как часто вы сами встречаете таких и людей и как к ним относитесь?
А это опять к той теме, о которой я не хотел говорить – про суеверия. Есть такое суеверие, что Крещенская вода может смыть с человека грехи, может исцелить от болезни при «правильном» употреблении, а главное – может заменить Святое Причастие.
Святая вода – Великая Агиасма – это одно из средств, которым Господь являет Свою милость и благодать человеку. Одно, но не единственное. И даже более того – не необходимое. Человек, приходящий в храм раз в году, мне напоминает медведя из русской народной сказки, который не просто выбрал для себя «вершки» вместо «корешков», но еще, желая получить больше — вытянул их из земли и погубил весь урожай.
Как вы относитесь к традиции крещенских купаний? Вы и ваши домашние купаетесь на крещение?
Неоднозначно. Когда-то, прочитав у И. С. Шмелева в его романе «Лето Господне» воспоминания о праздновании Крещения, я загорелся мечтой возродить эту благочестивую традицию. И надо сказать, что в какой-то мере нам это удалось. В начале 2000-х годов наш приход стал проводить крестные ходы «на иордань», где мы освящали воду в реке Катунь. При этом оборудовались купальни и народ, вначале с опаской, а дальше – все активнее и охотнее стали в крещенской проруби. Но многие «купальщики», к сожалению, стали забывать о благочестии: для одних купание в проруби стало неким магическим обрядом «смывания грехов», а для других превратилось в какой-то экстремальный аттракцион.
В любом случае крещенские купания – это традиция не церковная, а народная. И вполне может не только не принести пользы душе и телу, но даже может и навредить.
Расписание богослужений на Крещение в храмах Горно-Алтайска и Маймы