Принцессу Укока в новосибирском Академгородке приняли за висельника
В новосибирском Академгородке проходит фестиваль стрит-арта «Графит науки», на котором не обошлось без скандалов. Одно из граффити, посвященное пазырыкской культуре и размещенное на улице Золотодолинской на трансформаторной будке, вызвало нападки в социальных сетях.
Житель Академгородка Вячеслав Котельников увидел граффитти, гуляя с ребенком, и не смог ответить на его вопрос, «что торчит из головы человечка в центре композиции».
«Я не знал, что ответить, и решить спросить в группе, что это. Оказалось, что это петля висельника!!! Может ли автор объяснить, как мне ответить на вопрос ребенка? Я категорически против шокирующего контента в общественном месте и предлагаю закрасить будку зеленой краской!!! Фильмы ужасов, вообще то, имеют возрастные ограничения!!» — написал мужчина в ряде групп Академгородка в социальных сетях.
«То, что покрывает стены домов, должно быть по максимум нейтральным», — согласились отдельные пользователи.
«С какого бока петля висельника?» — возмутились другие.
Выяснилось: мурал был навеян образами пазырыкской культуры, а в центре изображена принцесса Укока в высоком головном уборе.
«На стене изображены разные артефакты, найденные при раскопках курганов на плато Укок в Горном Алтае. В середине изображена принцесса Укока – именно ее мумия была обнаружена в захоронении, – сообщила КП-Новосибирск Ольга Таирова, организатор фестиваля «Графит науки». – Над головой у нее никакая не петля. У принцессы на голове был парик или головой убор».
Сюжет был выбран на голосовании в социальных сетях. Граффити появилось на стене недалеко от дома Натальи Полосьмак, археолога, которая и обнаружила принцессу Укока в 1993 году.
«Меня ввели в заблуждение. На картинке не петля висельника, а прическа», — признал ошибку топикстартер.
Как сообщается на странице фестиваля «Графит науки» «ВКонтакте», данный мурал называется «Пазырыкские курганы плато Укок». Приведем его описание: «Это олицетворение образа, возникающего в фантазии маленького ребенка 5-6 лет, который в далеком 1993 году узнает по новостям о том, что где-то в Алтайских горах археологи раскопали курган и нашли саркофаг с полностью замороженной женщиной, которой более двух тысяч лет, а на ее теле обнаружили татуировки с изображением мифических животных.
Идея возникла по ходу изучения различных документальных фильмов на эту тему. Создалось впечатление, что вокруг курганов плато Укок существует очень много споров, мифов и политики, поэтому захотелось максимально отойти от этого сумбура и создать в рисунке искренние впечатления от уникальной исторической находки, с отсылками к реальным фактам раскопок, описанных в трудах Натальи Полосьмак.
Ключевые триггеры эскиза: Ледяная принцесса; Скифский звериный стиль; Археологи изучают курганы; Зеленый горный рельеф».