«Театр — главный инструмент популяризации эпоса». Итоги форума театроведов
Свыше одной тысячи человек посетили мероприятия международного театроведческого форума «Эпическое наследие народов Евразии в сценическом воплощении», который прошел в Горно-Алтайске с 21 по 24 ноября. Среди участников форума — ведущие российские и зарубежные эксперты в сфере театрального искусства, деятели искусства и науки из Азербайджана, Казахстана, Чехии, Башкирии, Калмыкии, Татарстана, Тувы, Якутии и Хакасии.
Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры Республики Алтай при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и республиканского правительства, Национальный театр имени П.В. Кучияка, отделение Союза театральных деятелей, а также Горно-Алтайский государственный университет и институт алтаистики. Целью форума было заявлено выявление современных возможностей театрального искусства при решении актуальных проблем исследования и сохранения эпического наследия народов Евразии. По итогам форума планируется издание сборника материалов.
В рамках форума 21 ноября по эпосу Алексея Калкина прошел спектакль «Маадай-Кара» в постановке народного артиста России Андрея Борисова.
22 ноября в фойе театра состоялось открытие передвижной выставки «Из истории Национального драматического театра имени П.В. Кучияка», на которой были представлены редкие архивные фотографии первых организаторов, руководителей и актеров театра, описание истории его становления.
В тот же день в большом зале театра состоялись открытие и пленарное заседание форума. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности вице-премьера Игорь Коршунов, председатель комитета Госсобрания по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева и исполняющая обязанности министра культуры Ольга Антарадонова. Выступавшие подчеркнули особую значимость мероприятия в череде культурных событий, посвященных Году театра в Российской Федерации. Ольга Антарадонова зачитала участникам, организаторам и гостям форума приветствие министра культуры России Владимира Мединского.
В пленарном заседании с докладом «Эпическое наследие алтайского народа: прошлое, настоящее и перспективы развития» выступил старший научный сотрудник института алтаистики Аркадий Конунов. О якутстком театре Олонхо рассказал Андрей Борисов, с докладом «Обряд «юх», интерпретированный как эпическая форма прототеатра в древнетюркской культуре» выступил профессор, завкафедрой театроведения Азербайджанского государственного университета культуры и искусства Айдын Талыбзаде, также прозвучали доклады «Эволюция фольклорного героя на казахской сцене» (профессор Казахской национальной академии искусств Сания Кабдиева), «Актуализация фольклорного наследия в постановках Тувинского музыкально-драматического театра» (профессор кафедры философии Тувинского государственного университета, доктор культурологии Айлана Кужугет), «Роль театра в сохранении национальной идентичности и языка» (руководитель литературной частью Татарского государственного академического театра Нияз Игламов), «Воплощение эпоса «Джангар» на сцене калмыцкого театра в XXI веке» (художественный руководитель Национального драматического театра имени Б. Басангова Борис Манджиев), «Башкирский театр: традиции и современность» (доцент кафедры истории и теории искусства Уфимской государственной академии искусств Айсылу Сагитова), «Сценическое воплощение алтайского героического эпоса» (заслуженный деятель искусств Республики Алтай, председатель Алтайского республиканского отделения Союза театральный деятелей Светлана Тарбанакова), «Национальный театр и система К.С. Станиславского» (главный режиссер Национального музыкально-драматического театра Тувы Марина Идам), «Эпос, национальная музыка на сцене национального театра» (заведующий музыкальной частью Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» Олег Чебодаев), «Фольклор и эпос на сцене национального театра» (директор Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» Ирина Чустугешева), «Олонхо»: традиции и современные культурные процессы в Якутии» (проректор по образовательной деятельности, заведующая кафедрой искусствоведения Арктического государственного института культуры и искусств Вера Никифорова).
После пленарного заседания работа форума продолжилась в секциях «Театральное искусство и эпическое наследие в условиях трансформации социокультурного пространства» и «Жанровое многообразие и языковая стихия при работе с аутентичными текстами эпического наследия». Вечером гости из Якутии представили зрителям спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ».
23 ноября состоялся круглый стол «Эпическое наследие тюркских народов», в котором приняли участие российские и зарубежные ученые, работники культуры и представители творческих коллективов Республики Алтай. В театре прошли мастер-классы по режиссуре и написанию рецензий на спектакли, а также концерт этногруппы «Тюрк Кабай» (солисты – заслуженный артист РФ Болот Байрышев, артисты Национального театра Айдар Унатов и Вадим Деев).
В тот же день в Национальном театре состоялась пресс-конференция, в ходе которой театроведы подвели итоги трехдневного мероприятия.
По мнению Андрея Борисова, проведение международного театроведческого форума на Алтае очень закономерно, поскольку культура многих народов России берет начало именно здесь, в алтайских горах. Значимость данного проекта трудно переоценить, поскольку требуется осмысление эпического наследия с точки зрения науки. А за визуализацией эпосов, убежден режиссер, – будущее всех российских национальных театров.
О важности поиска новых форм сценического воплощения эпического наследия, которые могли бы привлечь на спектакли зрителя, говорила театровед, старший эксперт московского Центра социокультурных экспертиз кандидат искусствоведения Елена Покорская. «Для этого и нужны такие встречи, когда люди разных специальностей, имеющих отношение к театру, – критики, ученые, практики, режиссеры и актеры, – могут во взаимодействии найти точку отсчета и перспективу своей работы», — подчеркнула она.
Профессор Казахской национальной академии искусств, кандидат искусствоведения Сания Кабдиева считает, что эпос – важнейшая составляющая репертуарной политики любого национального театра. Театроведы рассматривают его не только как культурное наследие, но и как фактор развития национального театра. В эти дни участники форума, отметила она, увидели два спектакля, продемонстрировавшие, какими разными могут быть подходы к сценическому воплощению эпического наследия. Для того чтобы люди его не забывали, важна деятельность театров, нацеленная на развитие способов представления эпоса на театральной сцене и их созвучие требованиям времени.
«Каждый народ Сибири и Евразии имеет богатое фольклорное наследие, — заметила профессор кафедры философии тувинского государственного университета Айлана Кужугет. — Однако изданные тома стоят на полках библиотек нетронутыми, потому что эпос очень трудно читать».
В данной ситуации новые сценические формы, которые предлагают якутский Театр олонхо и другие театры, воплощающие на сцене героический эпос, – это единственный выход и главная возможность популяризации эпического наследия, убеждена она.
По материалам «Звезды Алтая» и Национального драматического театра им. П.В.Кучияк