Томский художественный музей отметит 150-летие со дня рождения Чорос-Гуркина
В конце января Томский художественный музей будет отмечать знаменательную дату в истории развития изобразительного искусства – 150-летие со дня рождения Григория Ивановича Чорос-Гуркина — самого известного сибирского живописца начала XX века. С 30 января по 27 февраля здесь будет работать выставка «Царственный Алтай».
На выставке впервые за более чем 20 лет можно увидеть все 17 живописных произведений и рисунок пером из собрания музея, причем один живописный этюд будет представлен впервые. Это такие работы как «Ледоход. Озеро Каракол» (1909 год), «Маки» (1906 год), «Хан-Алтай», «Горная речка», «У юрты», «Маральник». Дополнят экспозицию несколько экспонатов из других собраний. Куратор выставки – старший научный сотрудник музея Инна Тюрина.
Погрузиться в «чарующий мир», созданный кистью великолепного мастера эпического сибирского пейзажа, поможет и дополнительная программа выставки, отмечается на сайте музея.
Так, 1 и 22 февраля здесь пройдут экскурсии, на которых куратор выставки расскажет о творчестве художника и о его роли в культурной жизни Томска. 8 и 29 февраля состоятся спектакли по мотивам легенд и сказок Алтая от театра теней «Старый чемодан». 15 февраля пройдет чтение алтайских сказок.
Напомним, что выставки картин Григория Гуркина в Томске проходили в 1907, 1910, 1915 годах. Они пользовались огромным успехом, их посещали тысячи человек.
«Томичи раскупали практически все произведения с его выставок, где представлялись сотни работ, и делали заказы художнику на повторения полюбившихся картин. Именно поэтому в Томске остались и сохранились крупнейшие этапные полотна художника: «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Озеро горных духов», «Озеро Каракол», а также живые, непосредственные натурные этюды из поездок по Горному Алтаю, — говорится на сайте музея.
Сам мастер лучшей своей картиной считал полотно «Хан-Алтай». Выставка 1907 года, на которой эту картину увидели томичи, стала для них настоящим потрясением. Картина «Хан-Алтай», которая значилась в каталоге выставки под № 1, произвела на посетителей громадное впечатление. Она ознаменовала собой, по выражению Григория Потанина, появление у Сибири «своего художника». Полотно дало Гуркину устойчивый авторитет в искусстве.
Популярнейший журнал России того времени «Нива» писал: «Подобная выставка была таким необычайным и выдающимся явлением, что неделя ее существования в Томске была прозвана «Неделей Гуркина»… Гуркин покорил томичей сразу и навсегда. Его произведения с той поры стали для них синонимом настоящей живописи, и уже несколько поколений томичей являются почитателями его таланта».
Отметим, варианты картины «Хан-Алтай» находятся в собраниях Государственного художественного музей Алтайского края (работа 1907–1910 годов), Национальном музее имени А.В. Анохина (1936).