Ученые изучили наскальные рисунки недалеко от Пазырыкских курганов
В научном журнале «Археология, этнография и антропология Евразии» (международный рецензируемый журнал, выпускает с 2000 года Институт археологии и этнографии СО РАН) опубликованы результаты исследований археологической экспедиции Горно-Алтайского государственного университета. Участники экспедиции исследовали наскальные рисунки на склоне горы Дялбак (расположена на северо-восточной окраине села Балыктуюль) в Улаганском районе Республики Алтай.
На скальных выходах острым предметом выгравированы различные фигуры: дикие животные, люди, имеются изображения оружия, зафиксированы два рисунка юртообразных жилищ. Фигуры образуют несколько сцен охоты и боя, есть и отдельные изображения. Зафиксирована интересная сцена «встречи» самца и самки оленей, прорисованных бегущими навстречу друг другу. Основная часть петроглифов датируется эпохой раннего средневековья (тюркское время), но есть и более древнее изображение колесницы позднего бронзового века, относящееся к рубежу II-I тыс. до н. э.
Памятник был впервые обследован кемеровским археологом Александром Васютиным еще в 1980 году, однако по разным причинам, в том числе из-за методических сложностей изучения гравированных петроглифов, долгое время не становился объектом специального изучения.
Наскальные рисунки миниатюрны, многие выполнены тонкими неглубокими линиями, и их детали плохо видны невооруженным глазом. С развитием цифровой фотографии появились доступные методы изучения миниатюр, выполненных техникой гравирования тонкими линиями.
Петроглифы фотографировались при боковом освещении утром и вечером, когда солнце находится низко над горизонтом. Благодаря такому освещению на фотоснимках хорошо видны даже не очень глубокие прочерченные на камне линии. Затем производилась прорисовка наскальных композиций на графическом планшете по увеличенным фотографиям. Достаточно высокое разрешение фотографий позволяет увеличить их в несколько раз и прорисовать малейшие детали и плохо различимые тонкие линии.
Такой способ копирования петроглифов сейчас широко применяется при изучении памятников наскального искусства. С учетом современного уровня развития техники, ее доступности и существующих технологий обработки цифровых фото (таких как фотограмметрия), на данный момент фотографирование с последующей обработкой снимков является самым оптимальным способом изучения наскальных рисунков. Еще одно серьезное преимущество изучения петроглифов при помощи цифровой фотографии – это бесконтактный метод изучения, при котором на плоскости с рисунками не оказывается никакое воздействие. Это очень важно, поскольку петроглифы являются одним из самых уязвимых памятников историко-культурного наследия. Рисунки находятся на открытых скальных плоскостях под постоянным воздействием природных процессов, и, кроме того, часто страдают от рук вандалов, которые не понимают ценности этих памятников древнего искусства, важных для изучения культуры и мировоззрения наших далеких предков.
Как отмечает в сообщении, опубликованном на сайте ГАГУ, старший научный сотрудник университета, кандидат исторических наук Никита Константинов, исследование петроглифов проводилось при поддержке гранта президента РФ для поддержки молодых российских ученых.