Витязь на распутье, или какой дорогой пойдет Республика Алтай, строя свое будущее

25.09.2021 17:22

Витязь на распутье, или какой дорогой пойдет Республика Алтай, строя свое будущее

Давно хотел понять логику некоторых людей, рассуждающих о путях дальнейшего развития Республики Алтай, уповающих на консервацию текущего положения дел или даже откат назад, в противовес развитию. Люди эти, зачастую публичные, позиционируют себя некими защитниками Алтая, непонятно правда, от кого, и заботящихся о коренном народе, многозначительно умалчивая, какой конкретно народ они имеют в виду в многонациональной и многоконфессиональной республике. Очень хочется попутно напомнить этим гражданам, что в многонациональном государстве выделять одну этническую группу — это путь к развалу страны. Пример соседней Украины более чем показателен. Они всегда говорят и пишут с пафосом и надрывом. Но сколько, ни слушал или не читал их предложения, найти в них логику или здравый смысл так и не смог.

Этих людей условно можно разделить на две подгруппы. Одна — это «протестуны» по своей природе. Они всегда против всего, что бы не предлагала или не делала власть. Причем власть любая, от президента страны до старшего по подъезду в своей пятиэтажке. Эдакие городские сумасшедшие, которые, несмотря на постоянное нытье и претензии против любых чиновников, сами, тем не менее, не прочь на этой волне пролезть хоть в какие-то органы власти. Предпочитают в представительные. В исполнительных хочешь — не хочешь, а придется работать, и уже с тебя будут спрашивать за конкретные действия или бездействие, а в депутатах можно просидеть несколько лет, периодически громко размахивая руками, ругать тех, кто реально работает на местах. Примеров таких протестунов каждый может привести множество, причем на всех уровнях, в том числе и здесь у нас в республике. Эти люди, как правило, безыдейные и ленивые. Поэтому это не самый вредный для общества тип протестунов. Более того, они иногда даже полезны. Лишний раз разбудят того или иного чиновника, чтобы дело делал, а не на лаврах почивал. Но в силу своей природной лени они активны достаточно редко. Покричал, помитинговал, полчаса и устал. Неделю – другую его не слыхать и не видать. Отдыхает.

Но есть протестуны идейные и, что хуже всего, очень активные и инициативные. Для них важно не просто кричать на власть, привлекая к своей персоне внимание, а создать и, естественно, возглавить группу людей для продвижения своих идей. Они не ограничиваются личным протестом. Они стараются создать какую-нибудь общественную организацию, движение или даже политическую партию. Ну, или возглавить региональный филиал существующей. Создаваемым организациям они всегда присваивают громкое, напыщенное название. Мотивация у этой категории людей тоже бывает различная. Чаще всего это категория «непризнанных гениев». Они прекрасно знают, как нужно управлять государством и регионом, что делать для поднятия экономики страны, как вести внешнюю политику страны и даже как управлять миром. Правда, их рецепты «космической глупости» собирают очень немного сторонников, которые постепенно понимая, что это очередной пустобрёх, быстренько рассасываются сами собой. Огромное количество таких лидеров и их партий мы наблюдали в начале 90-х. Появление на политической арене таких несерьезных политических партий стало проверкой российской государственной системы 90-х годов на демократию и плюрализм. Постепенно наши граждане в стране поняли всю бесполезность, и даже вредность таких партий и их лидеров и десятки таких объединений типа Партии любителей пива, Пиратской партии и даже Партии любви благополучно ушли в небытие.

Но самая вредная и опасная для общества мотивация идейных протестунов — превращение протеста в бизнес. Здесь все уже начинают решать только деньги. Даже тогда, когда эти граждане начинают свою деятельность исключительно из благородных и идейных соображений, типа охраны природы, экологии, климата, поддержка малых народностей, экзотические религиозные направления, как правило, все заканчивается одинаково. Бурно, с помпой и шумом, организуя митинги и протесты, рано или поздно их начинают поддерживать и раскручивать различные международные НКО с целями и задачами далекими от уставных требований. Их сажают на щедрые гранты, раскручивают в СМИ и интернете. А как только пошло иностранное финансирование под раскрученную фигуру, всё, — это общественное объединение уже становится инструментом политической борьбы. И тут уже не до экологии, климата и охраны природы. Это аксиома, подтвержденная временем. Вспомним хотя бы борца за Химкинский лес некую госпожу Чирикову, или мировую знаменитость Грету Тунберг, что-то давно ее не слышно. Еще хуже, когда эти благородные цели только декларируются, а общественная организация изначально создается под некоей «благородной вывеской», но с единственной целью попасть под гранты НКО.

Витязь на распутье, или какой дорогой пойдет Республика Алтай, строя свое будущее

После огромных потерь в экономике из-за пандемии руководство страны, помимо общегосударственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавших отраслей экономики, озаботилось проблемой восстановления экономики страны в целом. В первую очередь президент обратил внимание правительства на разработку мероприятий по поддержке регионов наиболее бедных и наиболее пострадавших от коронавируса. Цель – определить точки роста в таких регионах, профинансировав которые там можно будет обеспечить прорывной и — главное — долговременный рост экономики. Определить знаковые общегосударственные инфраструктурные проекты, которые, во-первых, будут локомотивами развития бизнеса в целом по стране, а, во-вторых, обеспечат конкретные регионы, где будут размещаться, как рабочими местами, так и инфраструктурой, стимулирующей рост местного бизнеса. Цель — наполнение бюджетов как страны, так и регионов, и как следствие, — повышение уровня жизни населения.

Таких решений, касающихся Республики Алтай, было два. Первое — это привлечение инвестиций в развитие основной отрасли экономики региона – туризма, для чего за счет федерального бюджета предлагалось профинансировать и развить транспортную инфраструктуру и энергетику. Определить наиболее перспективные для туризма районы и привлечь туда инвесторов для создания современной туристической инфраструктуры, стоимостью многие миллиарды рублей. Создать на территории России свои природные и горнолыжные курорты, способные успешно конкурировать с европейскими и мировыми.

И второе — железная дорога в Китай. Любому более-менее думающему человеку оба этих направления абсолютно понятны и логичны. Попробуем рассмотреть их более подробно.

Туризм уже давно является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба. Мало кто знает, что туризм занимает по доходности третье место среди крупнейших отраслей экономики, уступая лишь нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроению. То есть и для республики, и для страны в целом, развитие внутреннего и въездного туризма — огромная перспектива развития. В качестве примера — в таких странах, как Турция, Египет, Китай туризм обеспечивает от 25% до 30% всех валютных поступлений. Именно из-за большой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры. В Китае доходы только от туризма составляют от 0,9 до 1,3 трлн долларов ежегодно. Это в пять раз больше доходов всего российского бюджета. Или возьмем Дубай. Многие считают, что основа его экономического процветания — нефть. Но это не так. Туризм дает дохода в Дубае вдвое больше, чем нефть. Туризм, кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, сельского хозяйства, производства товаров туристского спроса, развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов и так далее. Причем большинство из этого осуществляет местный бизнес. Туризм — один из основных источников создания дополнительных рабочих мест. Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Это общемировая практика, подтвержденная многими десятками стран, развитие которых без туризма было бы просто невозможно.

Теперь по железной дороге. Ветка, о которой идет речь, уже давно нужна стране как воздух. Китай давно превратился в производственную фабрику для всего мира. Основной потребитель – Европа. Для поставки огромного количества товаров туда используется несколько вариантов логистики. Это и через Суэцкий канал, и вокруг Африки, и по Северному морскому пути, но самый быстрый и экономически наиболее выгодный путь — конечно железная дорога. Вариантов ее существует три. Один длинный через Дальний Восток и два коротких через Казахстан или через Алтай. Оба коротких практически одинаковы по протяженности. И сейчас кто кого опередит, тот и получит этот очень выгодный и долгосрочный транзит. Цена вопроса — миллиарды долларов ежегодно. Дорога через Алтай дополнительно даст возможность поставлять в Китай уголь Кузбасса на сумму более 3 миллиардов долларов ежегодно. Об этом, кстати, на Восточном экономическом форуме говорил губернатор Кемеровской области. Чтобы понять размеры этой суммы, поясню образно. Три миллиарда долларов — это десять годовых бюджетов Республики Алтай. При существующей логистике через Дальний Восток поставки угля в Китай не выдерживают конкуренции. А при отправке через Алтай наш уголь будет вне конкуренции. То есть для страны этот проект суперэффективен. Китайский транзит мечтают получить множество стран, это огромные деньги в бюджет. Посмотрите, как за транзит российского газа через свою территорию бьется та же Украина. Она готова пойти на все, только бы прекратить строительство альтернативного варианта в виде СП-2 и сохранить транзит у себя.

А теперь давайте посмотрим, что дала бы железная дорога непосредственно для жителей республики. Прежде всего, это резкое увеличение поступлений в бюджет, а значит, возможность решить массу на сегодняшний день не решенных социальных проблем. Железная дорога — это значительное снижение цен на бóльшую часть товаров и материалов, продаваемых в регионе. Особенно это касается стройматериалов, мебели, бытовой техники, продуктов питания, цены на которые существенно дешевле в соседнем регионе только потому, что там железнодорожное сообщение имеется, а у нас его нет. Транспортная составляющая в цене такого вида товаров очень значительна. Появится множество новых рабочих мест. Сегодня уровень реальной безработицы в регионе достаточно высок, и жители республики просто вынуждены искать работу за ее пределами. А тут, начиная со строительства магистрали и потом для ее эксплуатации, потребуется огромное количество специалистов: строителей, путейцев, машинистов, энергетиков, ИТР по ремонту подвижного состава, работников депо и т. д. Причем уровень зарплаты таких специалистов в РЖД достаточно высок и индексируется дважды в год. Кстати, налоги с этих высоких зарплат полностью остаются в регионе. Далее. Появятся новые поселки и начнут расти и преображаться существующие, мимо которых пройдет магистраль. Вспомним историю развития нашей страны. Какими значимыми, в еще недавней истории, были старейшие российские города Тара и Тобольск. Тобольск вообще был центром губернии, в которую входили вся Сибирь, Дальний Восток и даже Аляска. Но железная дорога прошла южнее, через никому не известные грязные и убитые Омск и Новониколаевск. Прошло немного времени, и именно они стали городами-милионниками, а Тара так по своей сути и осталась заброшенной деревней, да и Тобольск сегодня далеко не центр губернии. С приходом железной дороги жители отдаленных районов республики перестанут чувствовать себя заброшенными и никому не нужными. Параллельно с линией ЖД путей у нас будет еще одна автомобильная дорога, которая, во-первых, разгрузит Чуйский тракт, а во-вторых, расширит сеть автодорог в республике. Что наряду с собственно железнодорожным сообщением также увеличит привлекательность региона для туризма. На Алтай для обеспечения электроэнергией данной линии придут солидные энергетические мощности, что позволит значительно снизить стоимость киловатт-часа электроэнергии для населения, что помимо снижения расходов для жителей региона даст дополнительный стимул для развития местного бизнеса. Тех же крафтовых видов сельскохозяйственной продукции и народных промыслов, которые с успехом можно продавать туристам прямо на месте. А страшилки про ущерб для экологии региона от электрической железной дороги — это для совсем уже дремучих граждан, коих в республике абсолютное меньшинство. И им нужно объяснять, что такие инфраструктурные объекты без проведения тщательной экологической экспертизы не реализуются по определению. Это требование федерального закона.

Витязь на распутье, или какой дорогой пойдет Республика Алтай, строя свое будущее

То есть оба этих знаковых для Республики Алтай проекта были озвучены в этом году именно как часть программы правительства РФ для оздоровления экономики, как региона, так и страны в целом. И тут же, как по команде, во всех пабликах интернета, некоторых местных СМИ, подвизающихся на критике власти, соцсетях, начинается форменная истерика. Целый шквал накрученных негативных откликов на эти предложения. Причем все эти негативные публикации искусно раскручиваются. Куда бы ни зашел, какую бы информацию не запросил, всюду лезет этот негатив. Кого же из протестунов в основном раскручивают? Остановлюсь на двух примерах, особенно назойливых.

Первый, — это некая Аруна Голод, которая выступает под псевдонимом Арна, а недавно опять переименовалась уже в Аруну Алтай. Именует она себя координатором народного совета Республики Алтай. Не поленился, поискал в интернете, что это за cовет. Оказалось, он входит в состав некоего Общенародного Союза возрождения России (ОСВР) — сообщества конспирологов с признаками секты (по мнению российских правоохранительных органов). Лидер этой организации Светлана Лада-Русь (настоящая фамилия — Пеунова) пророчила миру конец света с приходом рептилоидов, а сейчас находится в международном розыске по нескольким статьям УК РФ, в том числе — мошенничество и причинение вреда здоровью. Сразу стало понятнее. Сначала Аруна протестовала против прививок, потом резко взялась протестовать против развития туризма. Вообще эта организация очень мутная. После возбуждения уголовного дела их сайт заблокирован Роскомнадзором, но кое-что в интернете осталось. Сплошные воззвания типа: «Родина в опасности», «Нас зомбируют», «Наших активистов преследуют за защиту родной земли» и так далее. Короче – все на баррикады, по любому поводу.

Вторая раскручиваемая в интернете общественная организация – «Сакральный Алтай». Ее руководитель, Тырысова Зинаида Танышевна, мне даже понравилась. Своим спокойным и размеренным голосом она рассказывает на различных встречах с людьми, что за прелесть Алтай, и что природу Алтая нужно любить и беречь. Ролики об этом обильно представлены в интернете. Сразу видно — человек, действительно переживающий и болеющий за свой регион. Похоже абсолютно искренне опасающийся за его будущее. Но вот послушав дальше понимаешь, что этому хорошему человеку, во-первых, не хватает образования, а во-вторых, ее кто-то уверил, что развитие туризма ничего путного в экономику республики не даст, кроме мусора и надписей на скалах. Дескать, это нужно только олигархам и чиновникам. Бюджет от туризма наполняться не будет, так как олигархи все московские или на худой конец новосибирские. А экономику в республике нужно поднимать переработкой шерсти и шкур, которые сегодня просто гниют и выбрасываются. И вот тогда, дескать, и заживем. Я даже не знаю, как это комментировать. А люди слушают, кивают. Да, дескать, зачем нам туристы, будем баранов разводить, от них толку больше. Это же какой уровень мышления нужно иметь, чтобы нести такую ахинею в народ. И ей ведь никто не объяснил, что сельское хозяйство в республике убыточное и держится оно только на дотациях из бюджета. Отрасль эта имеет скорее социальную подоплеку, чем экономическую. А мы должны вести речь о том, как будем наполнять бюджет, а не о том, на что его тратить. И ведь те, кто ее слушает на этих роликах, они же из села. Они что не знают, какой доход дает овцеводство? Или всерьез думают, что местные предприниматели (олигархов ведь нам не надо) понастроят в селах ткацких фабрик и будут выпускать тысячи тонн шерстяных тканей на каждой? Причем ежегодно. Меньший объем производить просто не рентабельно. Так и хочется спросить — вы хоть представляете, сколько и каких овец для этого нужно? А доставлять сырье и вывозить готовую продукцию чем? Железной дороги нам ведь тоже не нужно.

Хочу, чтобы меня правильно поняли. Животноводство в республике нужно развивать. Более того, предприятия сельского хозяйства необходимо не только продолжать субсидировать из республиканского бюджета, но и наращивать размер этих субсидий. Это очень важная и нужная отрасль. А для этого нужно искать пути резкого пополнения этого самого бюджета.

Витязь на распутье, или какой дорогой пойдет Республика Алтай, строя свое будущее

Кстати, о наполнении бюджета за счет развития туризма. Только один пример. За пять последних лет аэропорт Горно-Алтайска увеличил пассажиропоток в пять раз. С 60 тысяч пассажиров до 300. То есть примерно 150 тысяч прилетело и столько же улетело. Треть из них — это жители республики. Туристов, значит, — 100 тысяч. Из общего количества туристов в 2 млн человек, посетивших Алтай, это составляет только 5%. За это же время аэропорт увеличил ежегодные налоговые отчисления в семь раз — с 30 млн рублей до 200 млн. Это практически столько же, сколько все предприятия туристической направленности в республике вместе взятые. При этом доходность предприятий турбизнеса во множество раз выше, чем аэропортовая деятельность. Один турист прямо или косвенно, дает аэропорту в среднем 4 тысячи рублей дохода, а за время своего отдыха на турбазах региона он же оставляет там от 70 тыс. до 1 млн рублей. То есть 5% туристов, прилетающих через аэропорт, дают налогов в бюджеты всех уровней столько же, как 100% туристов, отдыхающих на различных турбазах, зеленых домах и прочих тур объектах, где доходность как минимум в 30 раз выше. Это говорит только о том, что 90-95% туробъектов региона работают нелегально, о чем, кстати, неоднократно говорил глава геспублики О.Л. Хорохордин. Вот и получается, что туристических объектов сотни, а платят налоги только крупные турбазы, такие, как «Алтай резорт», против которых так возмущаются противники качественного, мирового уровня развития туристической индустрии в Республике Алтай.

Над предложением разводить баранов вместо того, что бы развивать туризм, можно было бы посмеяться, если бы оно не имело определенных последствий. Наши местные политики, да еще в преддверии выборов, наслушавшись ора местных городских сумасшедших, вдруг дрогнули. И пошли, что называется, у них на поводу. Республиканский парламент, рассмотрев вопрос «Об информации о ходе разработки мастер-плана развития туристских территорий в Республике Алтай и планируемых туристско-рекреационных кластеров региона», никакого решения так и не принял. Стыдливая формулировка типа: доработать с учетом мнения населения — это вообще ни о чем. Еще более категоричное заявление было сделано главой региона по железной дороге в Китай. И с той же мотивировкой — дескать, учитывая мнение народа. Но почему у нас чаще всего слушают не тех, кто на цифрах показывает целесообразность того или иного решения, а тех, кто громче кричит? Почему крикливое меньшинство ставит реальную возможность современного развития республики на паузу, с перспективой так и остаться одним из самых отсталых регионов страны. Вместо того, чтобы использовать реальный шанс стать регионом с самым высоким уровнем жизни в стране. На мой взгляд, обеим ветвям власти в нашей республике, пока еще не поздно, нужно срочно обращаться в федеральный центр с настоятельной просьбой профинансировать оба эти направления в Республике Алтай. И оказать в реализации этих проектов максимальное содействие.

Хватит уже стоять как витязь на развилке дорог. Выбор не велик. Продолжать только пасти баранов и оставаться регионом с самым низким, ну или почти с самым низким уровнем жизни населения, или за пять-десять лет войти в десятку регионов с самым высоким уровнем дохода и качеством жизни. Но для достижения этого нужно не стоять, а идти. И идти в нужном направлении.

Сергей Круглов

Источник

Редакция: | Карта сайта: XML | HTML | SM
2021 © "ИнфоТехно — новости IT и обзоры смартфонов". Все права защищены.